Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Рост доли пожилого населения повышает долю расходов на пенсии и здравоохранение, сокращает рабочую силу и снижает потенциал роста ВВП на душу населения при отсутствии компенсационных мер. Решение — не только финансирование пенсионных выплат, но и изменение институтов (рынка труда, образования, гибких графиков).
Увеличение участия в трудовой силе: вовлечение женщин, старших возрастов, сокращение барьеров для повторного входа в рынок труда.
Продление трудовой карьеры / гибкость: повышение пенсионного возраста в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни; введение гибких форм занятости и частичной занятости для пожилых.
Индексирование и валютирование пенсий: корректировать формулы так, чтобы обязательства были устойчивыми (смесь факторных параметров: трудовая продолжительность, коэффициенты воспроизводства).
Переориентация образования и переобучения: lifelong learning — программы переподготовки для 40+; налоговые стимулы для компаний, принимающих пожилых сотрудников на наставничество.
Финансирование здравоохранения: инвестиции в профилактику и долгосрочный уход, использование страховых механизмов и стимулирующих структур (co-payments для снижения излишних расходов при сохранении доступности).
Миграция в качестве решения: приток молодых иммигрантов для пополнения трудовой силы — при встраивании в рынок труда и интеграции.
Аудит пенсионной системы: оценка устойчивости при разных сценариях.
Пилоты по гибким рабочим графикам и программам переработки пенсий (частичная занятость + пенсия).
Программы поддержки женщин в рабочую силу (трансферты на уход за детьми, доступное дошкольное образование).
Постепенное повышение пенсионного возраста (по заранее объявленному графику), коррелированное с увеличением занятости пожилых.
Расширение программ lifelong learning с ваучерами на обучение, налоговыми льготами.
Перестройка финансирования здравоохранения: переход к ценностно-ориентированным моделям (payment by outcomes), инвестиции в уход на дому.
Интеграция миграционной политики для восполнения дефицита рабочей силы в ключевых секторах.
Реформа совокупной пенсионной системы (баланс PAYG и накопительных элементов) с прозрачными правилами индексации и управления резервами.
Укрепление пенсионного регулирования и развитие частных пенсионных фондов при солидных гарантиях.
Переходные источники: повышение налоговой базы (Широкое НДС или прогрессивные налоги), выделение части профицита на пенсионные фонды, выпуск долгосрочных «здравоохранительных» облигаций для финансирования капитальных вложений в сектор здравоохранения.
Структуры: смешанные системы (частные накопления + солидарная часть) с механизмами перераспределения рисков.
Коммуникация крайне важна: любые повышения пенсионного возраста и сокращения привилегий должны сопровождаться прозрачными моделями и гарантиями для беднейших слоёв.
Программы по включению пожилых в активность (волонтёрство, наставничество, частичная занятость) уменьшают политическое сопротивление реформам.
Уровень участия в трудовой силе среди 55–74 лет.
Доля ВВП, приходящаяся на расходы на здравоохранение и пенсии, в динамике.
Показатели качества жизни пожилых (здравоохранение, уход, бедность среди пожилых).
Устойчивость пенсионного фонда (проективы 10–30 лет).
Быстро растущая доля расходов на пенсии как % бюджета с угрозой отказа от ключевых функций.
Непременная нестабильность пенсионных фондов (дефицит > X% ВВП).
Сильный отток квалифицированных молодых кадров → механизм привлечения мигрантов и стимулирование рождаемости (политически долгосрочно).