Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Фискальная устойчивость — способность государства обслуживать свой долг и выполнять бюджетные обязательства в долгосрочной перспективе без прибегания к экстренным мерам (сплошной дефолт, гиперинфляция, внезапная девальвация). Нестабильная фискальная политика подрывает доверие инвесторов, повышает процентные ставки и ограничивает возможности реагировать на новые шоки.
Постоянные фискальные дефициты (расходы выше доходов).
Экономические шоки (спады ВВП, падение экспорта, сырьевые шоки).
Высокая стоимость обслуживания существующего долга (рост ставок).
Неэффективные или непреднамеренные обязательства (гарантии, субсидии, государственные предприятия с убытками).
Долг/ВВП (сопоставимый с долгосрочными целями).
Дефицит бюджета/ВВП (текущий и прогнозный).
Процентные платежи/доходы бюджета (доля бюджета, идущая на обслуживание долга).
Сроки погашения долга (медианная дюрация) — концентрация погашений в короткие сроки увеличивает риск рефинансирования.
Валютная структура долга — доля внешнего долга в инвалюте повышает уязвимость к курсовым шокам.
Доступ к рынкам капитала — спрэды по облигациям, уровень доверия инвесторов.
Структурная фискальная консолидация — снижение расходов в неэффективных статьях, повышение эффективности налоговой системы, таргетированные трансферты вместо универсальных субсидий.
Реструктуризация долга — отсрочки, скидки по основному долгу (haircut), продление сроков; применяется при явной несостоятельности. Требует переговоров с кредиторами и часто международной помощи.
Управление валютной экспозицией — хеджирование, увеличение местного валютного долга (при наличии спроса), развитие внутреннего рынка долговых бумаг.
Удлинение профиля долга — выпуск долгосрочных бумаг, рефинансирование краткосрочных обязательств на более долгие сроки.
Снижение стоимости обслуживания — рефинансирование при низких ставках, использование международных кредитных линий.
Создание антикризисных резервов — буферы ликвидности (резервы) для сглаживания периодов шоков.
Этап 0 — диагностика (0–1 месяц): собрать данные: долговой профиль, валютная структура, сроки, условия, рисковые сценарии; оценить доступность ликвидности; стресс-тестирование.
Этап 1 — временные контрмеры (1–3 месяца): заморозка необязательных расходов, приостановление новых крупных гарантий, временные рестрикции расходов — направить средства на приоритеты (соцзащита, здравоохранение).
Этап 2 — оперативная коммуникация и переговоры (2–6 месяцев): прозрачная коммуникация с рынком и кредиторами; при необходимости — запрос на пересмотр условий у многолетних кредиторов/инвесторов; координация с МВФ/региональными институтами при внешнем шоке.
Этап 3 — структурная программа (6–36 месяцев): налоговая реформа (расширение базы, снижение уклонения), приоритетная реструктуризация затрат (экономия в неэффективных субсидиях), план постепенного возвращения к сбалансированному бюджету (или безопасному дефициту в фазе роста).
Этап 4 — устойчивость (3–10 лет): создание антикризисных буферов, формирование «дорожной карты» погашения крупной части долга, реформы для повышения потенциального роста (чтобы увеличить знаменатель ВВП и снизить долговую нагрузку относительно экономики).
Если доступ к рынкам закрыт и доля платежей по долгам vs доступных средств превышает заранее определённые «критические» уровни (например, процентные платежи > 30–40% поступлений), пора начинать переговоры.
Если стресс-тест показывает риск неплатежеспособности при реалистичном шоке (падение экспорта на 10–15% и рост ставок), реструктуризация должна быть рассмотрена как вариант.
Риск потери доступа к рынкам на годы.
Убытки для местных банков/пенсионных фондов, если они держали государственный долг.
Социальные последствия, если меры связаны с сокращениями расходов. Нужно сочетать реструктуризацию с защитой уязвимых слоёв.
При высокой доле внешнего долга и необходимости переговоров с многосторонними кредиторами — привлекать международные организации и специализированные юридические фирмы.
При сложной валютной структуре и широких обязательствах (суверенные гарантии) — привлекать экспертов по управлению рисками и долговым структурам.